Catherine

«Катерина» это сюжетная аркада, рассказывающая о непримечательном бездельнике средних лет по имени Винсент Брукс. Винсента постигает страшное проклятье: ему начинают сниться ночные кошмары, в которых можно реально умереть.

Игровой процесс – штурм постепенно рушащейся башни из разнообразных блоков, путём их перетаскивания, создания из них мостов и лестниц. За прохождением очередного «страшного сна» следует дневное время. Днём перед Винсентом стоит задача разобраться с хаосом, наступившим в его личной жизни, а также попытаться понять, что же на самом деле происходит, обсуждая свои проблемы в компании друзей, завсегдатаев местного злачного места – бара «Straight Sheep».

По ходу игры нам в роли главного героя предстоит сделать выбор между двумя девушками: подозрительно порядочной Катериной «на Кей», которая встречается с ним уже долгое время, и очень настойчиво намекает на развитие серьёзных отношений; и Катериной «на Си» — демонической сексуальной штучкой, живущей в своё удовольствие, и врывающейся в жизнь Винсента как гром среди ясного неба.

Первый наиболее логичный вопрос «из зала»: не выглядит ли игра как нарезка из двух разных игр, собственно, визуальной новеллы, и аркады? – Что ж, решительно нет. Данное смешение благодаря стараниям авторов получилось очень гармоничным и даже оригинальным. В контексте игры, карабканье на башню в попытке убежать от ночных кошмаров это: А) положение жертвы, которой и является герой истории; Б) метафора о скользкой лестнице взрослой жизни, требующей принимать решения на свой страх и риск; В) аллюзия авторов на сказку «Рапунцель», с которой символически перекликается сюжет «Катерины»; и Г) атмосфера кошмара, в котором нужно сражаться за свою жизнь.

Как участие в сюжете, так и перетягивание блоков интригует, щекочет нервы. История захватывает, а изучение новых приёмов для «достижения вершины» разогревает азарт. Затрудняюсь вспомнить, когда в последний раз видеоигра так приковала бы моё внимание. Мало того, визуальный стиль не оставляет равнодушным: персонажи обладают запоминающемся дизайном, а селл-шейдинг выполнен настолько грамотно, что переход к двухмерным заставкам и обратно вообще не чувствуется.

Однако, не смотря на свою гениальность, «Катерина» разительно страдает от множества мелких и общих недочётов.

Прежде всего, это дёрганое управление, которое легко может стоить вам жизни в напряжённый момент. Например, стандартна ситуация, когда, желая подтянуться, а затем потянуть блок, Вы отпускаете руки и падаете в пропасть. А дело в том, что за действия «отпустить руки» и «потянуть блок» отвечает одна и та же кнопка. Такой минимализм явно не к месту, учитывая, что кнопок на геймпаде как бы хватает. «Пикантности» могут добавить моменты, когда Винсент карабкается с обратной стороны стены, а камера продолжает показывать её лицевую часть. Ну и наконец, есть пара-другая уровней, настолько сложных и запутанных, что аркада превращается в пазл с единственно верным решением и без права на ошибку. Для сохранения нервных клеток, преодолевать такие этапы имеет смысл, ежесекундно сверяясь с прохождением на YouTube.

Что касается диалогов и продвижения по сюжету, то в игре всё-таки имеет место «лишний ствол»: чтобы получить счастливую концовку с первой девушкой достаточно всё время выбирать только первые варианты ответа. Чтобы получить счастливую концовку со второй – только вторые варианты ответа. Правда, возможен и срединный, нейтральный путь: не доверять ни одной из Катерин, стараясь получить свободу. Данный вариант заинтриговал меня более всего, правда и тут не обошлось без подвоха. Решающую роль в том, будет ли у вас истинное или хорошее окончание, хорошее окончание или плохое, играют два-три последних вопроса, задающихся игроку «под занавес». Поскольку эти вопросы задаются уже ПОСЛЕ кульминации, когда Винсент сам отказывает одной Катерине, а другая бросает его, то это приводят в замешательство. Становится не понятно, чего от вас хотят, и как теперь ответы повлияют на развязку. Как следствие в конце вы можете получить не совсем то, что ожидали увидеть.

При этом получить другие концовки не составляет труда – хорошо пройденные уровни можно просто пропускать. Но не проще ли тогда посмотреть финальные заставки на том же TouTube’e?

Это всё особенно печально, если вы купили игру, чтобы посмотреть кат-сцены, а не таскать блоки.